@ARTICLE{26543118_127292180_2014, author = {Е. Ю. Карданова and А. А. Пономарева and Е. Н. Осин and И. С. Сафуанов}, keywords = {, PISA, школьное обучение, учителя математики, убеждения, традиционализм, конструктивизмNordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education}, title = {Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии}, journal = {Вопросы образования}, year = {2014}, number = {2}, pages = {44-81}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2014--2/127292180.html}, publisher = {}, abstract = {Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: ekardanova@hse.ru Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.Пономарева Алена Александровна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: aponomareva@hse.ruАдрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.Осин Евгений Николаевич - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии НИУ ВШЭ. E-mail: alien.existence@gmail.comАдрес: Москва, 109316, Волгоградский пр‑т, 46Б. Сафуанов Ильдар Суфиянович - доктор педагогических наук, профессор Института математики и информатики Московского городского педагогического университета. E-mail: safuanov@yahoo.comАдрес: Москва, 129226, 2‑й Сельскохозяйственный пр., 4.Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованнойдеятельности. 390 учителей в Латвии, 332 учителя в Эстонии и 1096 учителей в Российской Федерации заполняли опросник Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education (NoRBA). Установлено, что различия между учителями разных стран — независимо от того, являются ли эстонские и латвийские учителя русскоговорящими, — статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. В России 36% учителей имеют высокий уровень конструктивизма (26% в Латвии и 18% в Эстонии). В Латвии и Эстонии доля учителей, имеющих низкий уровень традиционализма (около 25% в обеих странах), превышает аналогичный показатель среди российских учителей (17,5%). Авторы приходят к выводу, что разные подходы к реформированию системы образования,  используемые в России, с одной стороны, и в прибалтийских государствах — с другой, привели к значимым различиям в убеждениях учителей математики.}, annote = {Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: ekardanova@hse.ru Адрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.Пономарева Алена Александровна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ. E-mail: aponomareva@hse.ruАдрес: Москва, 101000, Милютинский пер., 13.Осин Евгений Николаевич - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии НИУ ВШЭ. E-mail: alien.existence@gmail.comАдрес: Москва, 109316, Волгоградский пр‑т, 46Б. Сафуанов Ильдар Суфиянович - доктор педагогических наук, профессор Института математики и информатики Московского городского педагогического университета. E-mail: safuanov@yahoo.comАдрес: Москва, 129226, 2‑й Сельскохозяйственный пр., 4.Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованнойдеятельности. 390 учителей в Латвии, 332 учителя в Эстонии и 1096 учителей в Российской Федерации заполняли опросник Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education (NoRBA). Установлено, что различия между учителями разных стран — независимо от того, являются ли эстонские и латвийские учителя русскоговорящими, — статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. В России 36% учителей имеют высокий уровень конструктивизма (26% в Латвии и 18% в Эстонии). В Латвии и Эстонии доля учителей, имеющих низкий уровень традиционализма (около 25% в обеих странах), превышает аналогичный показатель среди российских учителей (17,5%). Авторы приходят к выводу, что разные подходы к реформированию системы образования,  используемые в России, с одной стороны, и в прибалтийских государствах — с другой, привели к значимым различиям в убеждениях учителей математики.} }